ОДЕССКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

2389

2011-01-26 16:05

Река Поньгома

А так же реки Шуо и Шомба с целым ворохом красивейших озер и островов.

Часть первая. Прелюдия.

Нельзя сказать, чтобы я уж совсем не имел опыта водных походов. Я когда-то ходил на байдарках по Ужу, по Тетереву, еще по какой-то речке в Брянской области и даже участвовал с Федей в водном ориентировании на Турунчуке. Но отважиться на участие в настоящем водном походе по Карелии было не легко. Во-первых, меня, как всякого настоящего "горника", то есть горного туриста, пугала сама мысль о несметных количествах всякой кровососущей мелочи, населяющей тамошние леса и болота. Во-вторых, уехать на три недели в тайгу, где нет даже мобильной связи...

Прелюдия к решающему разговору проистекала у Феди в боксе, где он крутил гайки моей машине и в который раз "насвистывал" мне о прелестях настоящих водных походов, о сказочных рыбалках, таежной бане, грибах и ягодах. О том, как пахнут белые ночи и как сладко спится под шум быстрой реки.

И действительно все выглядело вполне логично. Настоящих гор в бывшем Союзе уже не осталось. Все разделено границами и "враждующими сторонами". Да и возраст... Тогда нам с Федей было уже под полтинник. Иное дело река. Легким течением она подгоняет катамаран, а мы ловим рыбу и возраст не помеха этому сладостному развлечению.

Но как же быть с комарами, мошкой и прочим гнусом?

Поскольку первым из старых "горников" купился на Федины "песни" о водных походах мой давний друг Толик и годом раньше он уже прошел с Федей поход по Охте, то к нему я и поехал за советом. Поскольку Федино мнение о комарах я посчитал предвзятым и не объективным.

С Толиком мы неспеша с остановками и комментариями посмотрели отснятый в походе фильм, полистали фотографии и везде я пытался разглядеть угнетающее действие комаров, но не находил его. Были веселые загорелые лица, много шуток и веселья, но не было комаров... И тут я задал Толику главный вопрос своего визита: "А как там с комарами?" И услышал простой и понятный ответ: - "На третий день ты их перестанеш замечать." Почему-то мне это показалось убедительным и я решился на участие в очередном Федином походе по Карелии.

Приближалось время отъезда, мы все чаще перезванивались, уточняли детали подготовки к походу. Федя готовил катамараны, закупал  продукты и билеты. А на мой вопрос: «Что же должен сделать я?», Федор резонно ответил: «Вовремя придти к поезду».

На самом деле все было немного иначе.

В день отъезда мы собрались у Феди дома в Одессе в 10 часов утра и целый день паковали рюкзаки и сумки, стараясь в них запихнуть больше, чем они могли в себя вместить. Федор в это время еще дострачивал что-то на стареньком «Зингере» и контролировал процесс упаковки.

Весь дворик на улице Невского был завален рюкзаками и сумками, под ногами крутились многочисленные провожающие и давали ненужные советы, но мы уже смотрели сквозь них. По всему чувствовалось, что это мы уезжаем, а они остаются в душной и пыльной Одессе на долгих четыре недели.

Девчата накрыли в тени винограда обеденный стол – холодная окрошка, жареные кабачки и прочая домашняя снедь, которая будет нам сниться в тайге до конца путешествия. С этого момента начинался обратный отсчет времени – до отхода поезда осталось меньше двух часов.

Гринька подогнал микроавтобус, загрузили его под самую крышу и двинули на вокзал.

На перроне количество провожающих удвоилось, но время на прощание строго ограничено паровозным гудком. Поезд тронулся, и путешествие началось.

Подъезды.

Почти двое суток тряслись в поезде до Питера. День в Питере скоротали экскурсией по каналам и Неве, а вечером выехали поездом в Карелию.

Утром я проснулся в поезде и не мог оторваться от окна, за которым уже мелькали пейзажи Карелии.

В первый раз эти виды производят неизгладимое впечатление: реки, озера, болота, скалы и зелень бесконечных лесов, кое-где расцвеченная яркими пятнами зарослей Иван-чая.

На редких полустанках местные коробейники продавали разную снедь и душистые таежные ягоды.

В Кемь приехали к полудню. Бодро выгрузили на перрон свой скарб. И тут я сразу почувствовал, как близко мы от полярного круга. Вместо шортов и  футболки быстренько одел спортивный костюм, так как, во-первых, было холодно и моросил дождь, а во-вторых, кусались комары.

Федор быстренько зафрахтовал какой-то привокзальный ПАЗик, мы погрузились и двинули на запад в сторону финской границы к верховьям реки Шуо. Туда около 100 километров таежной дороги.

До поселка Шомба, вернее, до бывшего поселка Шомба дорога покрыта асфальтом, а дальше обычная таежная «жерства» до самой финской границы.

Когда-то в Шомбе был леспромхоз, почта и магазины. Теперь же этот большой поселок являл собой жалкое зрелище полуразрушенных изб и покосившихся за ненадобностью телеграфных столбов. По всему видно, что людей здесь давно уже нет.

Вскоре мы подъехали к финской границе, а точнее, к тому месту, где до недавнего времени проходила линия погранзоны. Здесь все было устроено по-серьезному: колючая проволока и настоящая контрольно-следовая полоса. Но ворота открыты настеж – недавно эту погранзону отменили.

Здесь мы повернули на север и долго ехали вдоль контрольно-следовой полосы по пограничной дороге.

Федор все чаще смотрел в карту, чтобы не проскочить нужную речку. Потом несколько раз останавливались, Федя бегал к воде выбирать место для лагеря, и неизменно возвращался в автобус с охапкой красивых подосиновиков.

Наконец, дорога уперлась прямо в речку и мы выгрузились на старой лесосеке прямо возле воды.

Водитель получил расчет, смачно выпил пол стакана спирта и, закусив куском украинского сала, бодро отправился восвояси. А мы остались с грудой рюкзаков, сумок, каких-то бессмысленных полиэтиленовых кульков в тишине Карельской тайги.

Продолжение здесь

Тюнинг Mitsubishi
Мода и стиль
Кино и кинематограф

© 2009 Все права защищены.