2014-04-16 16:31
Сибирская река Кантегир
Мое знакомство с сибирскими реками началось с походов по реке Кантегир в 1974 и 1983 годах
В те годы туристы-водники для спортивного сплава по горным рекам Сибири использовали деревянные вязаные плоты на автомобильных камерах большого диаметра, на специально изготовленных надувных понтонах, расположенных поперек рамы плота или на надувных судах - спасательных плотах и лодках. Надувные спасательные плоты (ПСН-10, ПСН-6, СП-10), надувные десантные лодки (НДЛ), лодки авиационные спасательные (ЛАС-3, ЛАС-5), все эти БУ плавсредства «доставали» (совковое слово), как могли, на военных и гражданских складах авиации и морского флота нашей, необъятной тогда, Родины.
На ЛАС-ах ходили обычно экипажем из 3-х человек: два матроса на носу с канойными веслами и капитан на корме с байдарочным веслом. На ПСН-ах ходили экипажем из 4-х человек, по двое на носу и на корме, все с канойными веслами. Вообще, ПСН - это прототип современных рафтов. Иногда на ПСН устанавливали вязанную деревянную раму с гребями на носу и на корме. Все эти суда были переделаны и специально подготовлены для спортивного сплава. Позже, уже в конце 70-х годов (прошлого века), начали появляться катамараны различных конструкций, которые имеют сегодня широкое распространение среди туристов-водников.
А в августе 1974 года, проехав в общем вагоне поезда Одесса-Новосибирск около 4-х тысяч километров, мы прибыли в конечную точку маршрута, а из Новосибирска, тоже поездом, далее в город Абаза, а оттуда на грузовике по Западно-Тувинскому тракту до поселка Большой Он. От этого поселка начиналась пешая часть нашего водного похода.
Мы прибыли в поселок Большой Он втроем, имея при себе около четырехсот килограммов груза на всю группу. Остальные участники должны были «подтянуться» налегке на перевал, так как добирались к месту проведения похода самолетом.
Будучи тогда студентами, что подразумевало собой большое количество у нас свободного времени, мы «выиграли тендер» и нам выпала большая честь ехать поездом со всем снаряжением и продуктами, перенести все это на перевал, что мы и сделали за последующие трое суток. В намеченное время встреча произошла с остальной группой туристов.
Пешеходная часть нашего похода продолжилась. Количество километров пройденных нами, я уже точно не помню, но шли мы до места начала сплава несколько дней. Потом была постройка плотов, рыбалка с помощью «кораблика», первый хариус, дикая смородина, кедровые шишки, сбор маральего и золотого корня, красивейшая тайга и хорошая спортивная река. На всю жизнь оставшиеся в памяти названия: изба Иконникова, Иньсукский каскад, изба Токмачева, Амбарный порог и т. д.
Там же, на Кантегире, мы первый раз столкнулись с масштабным таежным пожаром. Двое суток сплавлялись в дыму, а тайга горела и горела. Как нам сказали уже на Енисее, будет гореть пока не пойдут дожди. Увы!
Тогда, в 1974 году мы заканчивали поход на Енисее, в поселке Майна. Какие там красивые и вкусные « райские» яблочки! (еще одно приятное воспоминание). А вот уже в 1983 году Кантегир кончился за километров семьдесят от устья: построили Саяно-Шушенскую ГЭС, образовалось водохранилище и реку подтопили. Последующие годы мы еще неоднократно посещали разные сибирские реки, но первые впечатления о Сибири остались самыми яркими.
Фотоальбом Кантегир 1974
Фотоальбом Кантегир 1983